Компании Лаборатория Касперского и Subscribe.Ru провели исследование заказчиков спам-рекламы.

Задача исследования — выяснить, кто является типичным российским заказчиком услуг спамеров и изменит ли его портрет последняя инициатива российских законодателей. Также эксперты попытались получить некоторые оценки самих заказчиков спама относительно мотивации использования этого сомнительного рекламного канала и его эффективности.

Пропорции отбора будущих респондентов по сферам деятельности были выдержаны в соответствии с пропорциями различных тематических категорий спама в масштабах Рунета. На основе данных Лаборатории Касперского был составлен список из 500 компаний, рекламируемых в спаме на момент подготовки исследования. Исходя из этих данных, большая доля заказчиков спама приходится на компании, работающие в сфере туризма и отдыха (14%), предоставляющие услуги по ремонту и переездам (9,3%) и занимающиеся полиграфией (7%). Были учтены и другие, менее распространенные категории.

В ходе исследования был проведен анонимный телефонный опрос, где в роли интервьюера выступал якобы сотрудник небольшой компании, который тоже хотел заказать спамерскую рассылку и решил посоветоваться с коллегами по рынку, прежде чем начать.

Все полученные данные были проанализированы социологическим департаментом информационного канала Subscribe.Ru. Исследование позволило прийти к следующим выводам:

  • В ходе опроса около 60% заказчиков спама активно отрицали использование ими спам-рекламы. Этот факт показателен и свидетельствует о том, что компании, решившиеся на рекламу в спаме, совершенно четко осведомлены о негативной общественной оценке этого явления,
  • Компании, прибегающие к спаму, как правило, малы, что позволяет им считать, что такие понятия, как репутация и положительный имидж, — не для них,
  • 32,5% заказчиков спама заказывают рассылки максимального охвата — спам рассылается более чем на миллион адресов. При этом совершенно не учитывается целевая аудитория рекламируемых товаров и услуг. В целом же количество адресов в одной спам-рассылке колеблется в зависимости от того, кто предоставляет услуги по распространению спама и где географически находится компания-заказчик. Наименьшее названное в ходе опроса число — 100 адресов, наибольшее — 3700000,
  • Стоимость спамерских рассылок колеблется в пределах от 1000 до 45000 руб. 50% опрошенных заказчиков спама заявили, что они платят от 3001 до 6000 рублей за одну рассылку. Именно в этом ценовом диапазоне находится стоимость большинства рассылок в Москве, в Санкт-Петербурге стоимость большинства рассылок не превышает 3000 рублей. В других же городах абсолютно все опрошенные заявили, что цена одной спамерской рассылки превышает 15000 рублей,
  • Практически никто из опрошенных клиентов спамеров не может адекватно оценить экономический эффект от проведения рассылок. Спам заказывается по принципу — если это так дешево, то почему бы и нет
  • Для некоторых фирм-респондентов формальный запрет спамерских рассылок явился причиной, по которой они прекратили заказывать спам. Это связано как с возможными юридическими рисками, так и с ущербом для репутации этих компаний.

Многие респонденты упомянули новый закон О рекламе, в частности, то, что официальное признание незаконности спама как средства рекламы повлияет на их отказ от использования спамерских услуг. Насколько искренними были эти высказывания, покажет время. Адекватно оценить, действительно ли новый закон О рекламе повлияет на ситуацию со спамом в Рунете, можно будет не ранее, чем через полгода с начала его вступления в силу.

Источник: CNews