В абсолютных цифрах прирост рынка соков составляет примерно 300 млн л. Несмотря на изобилие рынка, производители могут рассчитывать на рост. Эксперты считают, что в ближайшие пять лет рост рынка соков продолжится — порядка 300 млн л ежегодно.На сегодняшний день в России доминирует 4 крупных производителя — Лебедянский, Мултон, Нидан, Вимм-Билль-Данн, их доля на рынке — 85%..Главными потребителями соков являются Москва и Санкт-Петербург. Уровень потребления сока в столице составляет до 40-50 л сока на человека, в регионах — 13-14 л сока на человека. Лидеры рынка соков уже начали осваивать рынки воды, слабоалкогольных напитков и молочной продукции, создавая микс-продукты (на основе сока, молока, минеральной воды). В свою очередь потребители м еняют свои вкусовые предпочтения.. Если пять лет назад на рынке котировались апельсины, яблоки и томат, то на сегодняшний день больше стали доминировать ягодные, овощные смеси. Производители большой четверки собираются уделить особое внимание продвижению соков премиум-сегмента. Хотя знают , что потребителей его немного. Соки этой категории стоят дороже 50 руб. за литр, А Соки прямого отжима — более 100 руб. за литр. Также думают о конкурентной борьбе. Мелкие компании постараются сделать все возможное для вытеснения большой четверки. В свою очередь, лидеры рынка тщательно изучают региональных конкурентов, которые могли бы быть интересными для поглощения. Они утверждают, их конкуренты не смогут производить высококачественный сок по нормам и правилам, указанный в техническом регламенте, да и себестоимость их продукции выше. Плюс большой опыт в маркетинге и дистрибуции. Действительно, чем крупнее производство, тем меньше издержки, связанные с производством единицы продукции. Но при росте рынка соков на 300 млн л в год лидерам рынка надо строить по 2-3 завода каждый год, чтобы догнать этот рынок и удержать свое преимущественное положение Исходя из этого у регионов есть шансы на существование., Тем более что искать конкурентное преимущество и какое-то время удерживать его сегодня представляется практически невозможным. На рынке сразу же появляется подобный продукт конкурента. Скорее всего, наших производителей соков ждет та же участь, что и японских, у которых каждый год на рынке появляются 50-70 видов различных продуктов.