После принятия Закона О защите здоровья населения от последствий употребления табака предприниматели табачной сферы стали очень озабочены угрозой краха их бизнеса. По нововведениях законопроекта, которые подготовил Минздрав России, введен запрет на реализацию табачных изделий в торговых объектах, которые имеют площадь 50 квадратных метров. Запрет затрагивает весь спектр магазинов и павильонов в городах, в том числе и магазины формата у дома, которые реализуют товары первой необходимости, такие как хлеб, молоко, ну и в том числе алкоголь и сигареты. По официальным подсчетам получается, что продажа сигарет и пива дает магазину 8-10% оборота. Это происходит за счет комплексных покупок. К примеру, покупатель заходит купить пиво, но при этом покупает что-то еще — данные комплексные покупки обеспечивают треть выручки торгового павильона. Об этом говорят как статистические данные, так и комментарии самих предпринимателей. В Санкт-Петербурге, к примеру, сейчас работают более 5 тысяч профессиональных табачных лавок, площадь которых в основном не достигает 50 квадратных метров. Антон Вдовин, владелец сети табачных магазинов Наша сеть комментирует введение данного законопроекта следующим: Введенный закон лоббирует торговые сети, так как сейчас доля рынка продажи табачных изделий составляет около 15%. В его сети находятся 4 точки, которые имеют площадь от 12 до 33 квадратных метров. По словам владельца сети такие форматы павильонов связаны с компактностью товара и удобством его хранения. В КЭРППиТ отмечают, что в Санкт-Петербурге за последние 10 месяцев текущего года было произведено около 94 миллиардов штук папирос и сигарет. А по статистическим данным Табакпрома, на российском рынке табачной продукции в 2010 году было продано 390 миллиардов штук сигарет, а в денежном выражении это составляет 430 миллиарда рублей. Представители малаого бизнеса утверждают, что данный закон дает преимущества для больших торговых сетей, а также может привести к появлению торговли табачными изделиями с рук на улицах города. Некоторые участники слушаний также отметили, что в Европе не связывают запрет или ограничения на продажу табачной продукции с размерами торговой точки. Представители компании МЕТРО Кэш энд Керри, открывшей в Санкт-Петербурге около 200 магазинов формата у дома, говорят о том, что при рассматривании первых 10 позиций продаж в магазине сигареты занимают позицию не ниже 4. При этом прибыль от продаж сигарет в небольшом магазине за месяц составляет около 200 тысяч рублей. Сергей Маслов, региональный менеджер по развитию бизнеса МЕТРО Кэш энд Керри, поясняет, что при открытии новых 200 магазинов сразу же учитывалась возможность продажи алкоголя, при получении лицензии, именно поэтому все они имеют площадь более 50 квадратных метров. Но большинство владельцев табачных павильонов пока не видят выхода в переформировывании магазина и дальнейшем увеличении площадей. На круглом столе предприниматели с чиновниками обсуждали законопроект. В результате высказываний по этому поводу Владимир Рымига, ведущий специалист отдела программ развития торговли Управления развития торговли КЭРППиТ, прокомментировал все предложения и согласился с проведением доработки в законопроекте.