После внесения правительством Москвы поправок в закон О рекламе, вступающий в силу с 1 июля 2006, с января 2007-го, года в России будет запрещено использование мобильных биллбордов — рекламных щитов, установленных на грузовиках. Однако скорее всего избавить городские улицы от лишних автомобилей властям не удастся: каждый запрет заставляет рекламщиков находить новые способы ведения бизнеса, пусть даже в ущерб окружающим, пишут Известия.

Кто первым придумал снабжать Газели для перевозки стеклопакетов стандартными рекламными щитами 6х3 — неизвестно. Первые автоафиши с рекламой кинофильмов, шоу-программ и пива появились в столице в 2003 году. Сейчас ежедневно по Москве ездит несколько сотен автомобилей, демонстрирующих рекламу, запрещенную по существующему законодательству для размещения на стандартных конструкциях. Самые респектабельные фирмы оснащают свои Газели системой GPS и заранее согласовывают с клиентом маршруты движения машин: от этого зависит стоимость рекламы. Услугами компаний, размещающих мобильные биллборды, пользуются казино, рестораны, алкогольные компании и откровенные бандиты. К примеру, недавно по столице ездили грузовички с ярко-желтыми щитами: Любые операции с чужой недвижимостью и номером телефона, а неделю назад напротив мэрии на Тверской, 13 целый день стояла припаркованная Газель с неблагозвучной, но остроумной рекламой рыбного ресторана: Вы уху ели? По данным компании ЭСПАР-аналитик, ежегодный объем рынка мобильных биллбордов в Москве составляет $5 — 6 млн. А главное — владельцы рекламных грузовиков ничего не платят городу, а также избавлены от налогов, обязательных для операторов наружной рекламы. К тому же автомобили с рекламными щитами потенциально опасны, как любое транспортное средство, они создают дополнительную нагрузку на трафик в центре и загрязняют воздух выхлопами.

Городские власти забеспокоились осенью 2005 года, когда количество передвижных щитов, рекламирующих запретный игорный бизнес и алкоголь, превысило разумный предел. В октябре 2005 года городской Комитет по рекламе, информации и оформлению Москвы отправил в Госдуму свои дополнения в поправки к закону О рекламе, приравнивающие владельцев мобильных биллбордов к прочим операторам наружной рекламы Москвы (ко второму чтению закона в ГД автостенды вообще предлагалось запретить). Тогда настал черед беспокойства для самих рекламщиков, которые в ноябре 2005 года срочно создали ассоциацию мобильной рекламы и согласились платить все положенные налоги (операторы рекламы по закону платят единый налог на вмененный доход). Кроме того, рекламщики заявили тогда, что согласны делать отчисления в городской дорожный фонд, поддерживать социальные инициативы ГИБДД, предоставлять свои площади под социальную рекламу и даже… бесплатно высаживать на субботниках деревья для городского департамента природопользования.

Но власть оказалась непреклонной. С 1 января 2007 года, согласно уже принятым поправкам к закону О рекламе, использовать мобильные биллборды в Москве и других городах России будет запрещено. Как сообщили Известиям в городском Комитете по рекламе, информации и оформлению Москвы, проблема должна исчезнуть сама собой. Впрочем, у бизнесменов своя точка зрения:

— Мобильные биллборды не исчезнут, просто по документам это будет оформлено как перевозка рекламных конструкций, — сообщил Известиям на условиях анонимности менеджер одной из рекламных фирм. — Наши клиенты даже сейчас готовы платить по $ 3 — 4 тыс. в месяц за аренду одного места автоафиши, новые запреты на рекламу алкоголя и табака только добавят нам работы. Кроме того, брендирование автомобилей не запрещено нигде в мире, поэтому наши доходы только вырастут. Мы предлагали городу легализовать наш бизнес, город отказался. Теперь мы будем платить налоги как грузоперевозчики. То есть, по сути, ничего не изменится.

«