Лизинговые отношения возникли как явление, явно выпадающее из привычных рамок традиционной аренды и купли-продажи. Но несмотря на это (а скорее всего — как раз благодаря!) уже в 70-х годах во всем прогрессивном мире лизинг стал вполне распространенным финансовым инструментом.

 

С самого своего рождения он выглядел этаким ужасным ребенком, вызывая острые споры между сторонниками и ярыми противниками лизинговых схем. В лагере сторонников окопались, как водится, бизнесмены (собственно — лизингополучатели) и лизинговые компании (лизингодатели), в то время как стан противника возглавляли преимущественно хранители государственных фискальных интересов, усматривавшие в лизинге не вполне корректную — почти серую — схему.

Если отвлечься от вспыхивающих по сей день баталий и сосредоточиться на практической стороне лизинга, то легко увидеть: для предприятий малого и среднего бизнеса привлекательность лизинговых услуг в России явно возрастает. Сами эти услуги постепенно становятся все более доступными, а с ними — доступными и ресурсы, которые никак, кроме как в лизинг, небольшим предприятиям не получить.

Русский размер

Объемы лизинговых операций в развитых странах сегодня составляют от 25% до 30% от общей суммы прямых инвестиций. У нас же — максимум 35% от объема ВВП, российский лизинговый рынок оценивается в 5 миллиардов долларов. Высокий объем инвестиций, осуществляемых в форме лизинга, в развитых экономиках обусловлен соответствующей долей предприятий среднего и малого бизнеса и их активностью. В России же эти услуги в полном объеме доступны пока, скорее, середнякам, чем малым. Так что, простор для развития есть.

Лизинг: рынок полутонов: Наиболее популярными отраслями, где используется лизинг оборудования, являются телекоммуникации, транспорт и дорожные перевозки, сельское хозяйство и пищевая промышленностьРезкий рост интереса к лизингу в России связан не только с тем, что это выгодно или удобно (пусть даже в рекламных посылах и есть доля правды). Проблема в том, что износ оборудования на большинстве российских предприятий скоро достигнет (если еще не достиг!) критической отметки. А это значит, что уже сейчас огромной, не слишком платежеспособной армии требуется масса нового и подчас довольно дорогого оборудования. Нередко у готовых идти по пути модернизации основных фондов предприятий есть все: внятный менеджмент, выстраданная стратегия развития, бизнес-планы и необходимые кадровые ресурсы. Нет только одного — денег. Ни своих, ни — у доброго дяди-кредитора. Да что говорить, если только в агропромышленном комплексе проблему нехватки уборочной техники уже именуют проблемой 2006 года. То есть в 2006 году при сохранении нынешней системы закупок сельхозтехники настанет самый настоящий кризис, когда убирать урожай будет нечем. Лизинг в таких условиях считается сегодня едва ли не единственной возможностью получить стулья — сейчас. А то ведь и сидеть-то будет просто не на чем&hellip,

Так развивается лизинг в России или нет? Определенное движение есть. В 2003 году совокупный объем лизинговых платежей (не будем путать этот показатель с общим объемом рынка) составил около одного миллиона ста сорока двух тысяч долларов. И это уже почти вдвое больше, чем в 2002 году (649 514 долларов).

По оценкам руководителя банковского направления Эксперт РА Василия Кашкина, быстрый рост рынка лизинга в стране вызван несколькими причинами. Прежде всего, это позитивные изменения в лизинговом законодательстве, произошедшие в 2002 году. Была принята новая редакция Закона О лизинге, а налоговые льготы по капиталовложениям для предприятий, из-за которой компании, приобретая основные фонды за счет собственных средств, утратили право относить часть затрат на уменьшение налогооблагаемой базы при расчете налога на прибыль, были отменены. На их место пришел полноценный механизм лизинга при приобретении основных фондов, позволяющий относить лизинговые платежи на себестоимость продукции в полном объеме.

Благоприятное влияние на рынок оказали общая динамика российской экономики и рост доверия к российским лизинговым компаниям со стороны как местных, так и зарубежных инвесторов. Не последнюю роль в развитии лизинга в промышленности и сельском хозяйстве (самых сложных и неподъемных отраслях) сыграла и определенная государственная поддержка, в том числе в виде инвестирования бюджетных средств через государственные лизинговые компании, такие как Росагролизинг. Изменилась и география лизинга. Игроки рынка медленно, но верно охватывают регионы, в то время как концентрация компаний в столице постепенно снижается. Скажем, если в 2002 году в Москве было сконцентрировано 56% лизинговых компаний, а в Санкт-Петербурге — 5%, то сегодня в Москве сосредоточено уже 51%, тогда как постепенно увеличивается доля лизинговых компаний в европейской части России и Сибири.

Где деньги, Зин?

Сегодня все компании, активно действующие на российском рынке лизинга (таких около двух сотен), делятся на четыре вида. Это фирмы, созданные производителями для продвижения своей продукции на внутреннем рынке, компании, существующие в рамках финансово-промышленных групп, государственные и рыночные лизинговые компании.

Зачем и в связи с чем все они возникают на нашем рынке? Здесь у каждого инвестора свои причины. Основным мотивом финансово-промышленных групп, как правило, является оптимизация налогообложения через лизинговых дочек. Банки используют лизинг как дополнительную услугу и инструмент финансирования, для удобства создавая аффилированные компании. Производители и оптовые продавцы техники находят в лизинге дополнительный механизм стимулирования сбыта (в этом смысле очень показательным является рынок автотранспорта). Для государства финансирование лизинговых компаний — разумный шаг поддержки отдельных стратегических отраслей (транспорта, авиации, сельского хозяйства).

Кстати, по оценкам генерального директора ОАО Номос-лизинг Дмитрия Шабалина, огромное преимущество на российском рынке получают именно дочки зарубежных банков (наиболее известный участник рынка — Райффайзен-Лизинг), поскольку имеют доступ к западным капиталам. Впрочем, российские рыночные компании сегодня уже способны конкурировать с ними благодаря внутренним резервам. Мы не можем позволить себе быть закостенелыми, мы должны постоянно приспосабливаться, уметь лизинговать все что угодно, — говорит Шабалин.

Появление новых лизинговых компаний в России — реально. Создание собственной лизинговой компании иногда необходимо, часто очень выгодно, а порой и несложно, — уверяет Елена Вукха, старший юрист Norr Stifenhofer Lutz. Были бы, как говорится, возможности.

На стадии создания нового предприятия справедливы те же требования, что и для регистрации любых других компаний. Минимальный уставный капитал для ООО и ЗАО должен составлять 10 тысяч рублей, государственная регистрация — в течение 5 дней. Однако есть и специфические для этого сегмента требования, в частности уведомление антимонопольного органа о создании лизинговой компании в течение не положенных 45, а 30 дней, — поясняет Елена Вукха. Еще одна новая операция, обязательная для стартующих лизинговых компаний, — постановка на учет в получившей, благодаря недавним событиям, широкую известность Федеральной службе по финансовому мониторингу. На стадии регистрации многие компании используют вклад имущества в ООО, которое дает собственные средства для развития, и формируют уставный капитал на уровне 5 миллионов рублей, затем увеличивая его, — так проще избежать сложностей с антимонопольными органами. В список дополнительных обязанностей новоиспеченных лизингодателей входит введение карты учета: нотариальное заверение подписи руководителя и оттиска печати, назначение ответственных за контроль лиц, согласование внутренних правил контроля за операциями, сбор и предоставление информации об отдельных лизинговых операциях.

Стартовые условия, возможности финансирования у игроков на этом рынке очень различны. И зависят они от того, под кем или, точнее, с помощью кого существует та или иная компания. В общем, от того, откуда берутся деньги.

Традиционно источников финансирования у лизинговых компаний три: это собственные средства (25% в 2003 году), средства, привлеченные через учредителей (20%), и самостоятельно привлеченные средства (доля последних превалирует и составляет порядка 55%).

Лизинг: рынок полутонов: В 2006 году при сохранении системы закупок сельхозтехники настанет настоящий кризис: убирать урожай будет нечем. Лизинг в таких условиях считается едва ли не единственной возможностью выжитьВыкручиваются все как могут. Кстати, источник финансирования, по мнению Дмитрия Шабалина, напрямую влияет на выбор сегмента деятельности лизинговой компании. Несмотря на то, что очень привлекательных ниш немало, многим игрокам путь в них заказан (например, рынок недвижимости — из-за неурегулированных прав собственности на землю). В общем, либо ноша тяжела, либо среда не стабильна. Есть отрасли, открытые для всех, а есть — закрытые, узко сегментированные. Впрочем, открытость тех или иных сегментов, по мнению экспертов, — всего лишь вопрос времени. Например, Дмитрий Шабалин считает, что лизинговые компании рано или поздно пойдут в недвижимость.

Наиболее популярными отраслями, где используется лизинг оборудования, традиционно являются телекоммуникации, транспорт и дорожные перевозки, сельское хозяйство и пищевая промышленность. Следом идут машиностроение и деревообработка. Стоимость текущих сделок по телекоммуникационному оборудованию составляет сегодня в России уже более миллиарда долларов. Значительно отстают авиационная техника (716 миллионов) и сегмент сельскохозяйственной техники (713 миллионов) — здесь в силу отраслевой специфики поле делят между собой государственные лизинговые компании Росагролизинг и Росагроснаб.

Несмотря на то, что сельское хозяйство как никогда нуждается в обновлении парка машин и привлечении инвестиций любыми способами, лизинг сельхозтехники не доступен для большинства коммерческих лизинговых компаний. Причины? Кредитоспособность сельхозпроизводителей низка, а их финансовое положение очень неустойчиво. При этом лизинговые ставки слишком высоки, потому без господдержки не обойтись. Да и рынок как таковой не слишком устойчив (рентабельность скачет с 20% до 200% и обратно, в зависимости от урожайности), он не может существовать сам по себе.

— Капиталоемкость отрасли настолько велика, что проведение сделок вряд ли будет под силу небольшим лизинговым компаниям. А если мы говорим об инвестировании в лизинг 14 миллиардов рублей, то эта сумма ничтожна в масштабах отрасли, — считает Сергей Королев (государственная лизинговая компания ОАО Росагролизинг).

Другая проблема сельхозсегмента — менталитет клиентуры. Нам требовался год на старте, чтобы доказать: лизинг — не дотация, а возвратный финансовый механизм, — говорит Королев.

Тем временем чуть ли не традиционной услугой становится лизинг железнодорожных вагонов. Связано это с реформой РЖД и неплохой ликвидностью сделки. В авиации, где сроки окупаемости проекта составляют как минимум 1015 лет, лизинг вряд ли имеет альтернативу как финансовый инструмент. Грузовой и пассажирский автотранспорт пользуются почти одинаковым спросом, а компании — участники рынка считают этот сегмент чуть ли не самым лакомым. Зато лизинг автотранспорта — наиболее массовый (в силу высокой ликвидности). Высокие темпы роста показывает лизинг оборудования для пищевой промышленности. Предпринимателей снова привлекает высокая ликвидность на вторичном рынке, ведь, как и автотранспорт, производственную линию можно продать. К тому же покупка оборудования порой успешно решает проблемы расширения производства.

Рынок продавца

Большинство экспертов уверены: в 2003 году лизинг наконец-то закрепился на российском рынке уже как работающий инструмент финансирования. Заметно удлинились и сроки лизинговых сделок (что важно в первую очередь для потребителей услуг) — до пяти лет. Кстати, на Западе 34-летний лизинг считается краткосрочным. У нас же такие длинные контракты рискуют заключать только сильные компании, да и то с равноценными партнерами и — на стабильных рынках, а сделки на 68 лет — это до сих пор единичные случаи.

Кроме того, возрастающая среди лизинговых компаний конкуренция позволила сделать лизинг не только доступным для более широкого круга клиентов, но и — выбирать свою компанию. Впрочем, радоваться рано. Рынок лизинговых услуг, в основном, продолжает оставаться рынком продавца, так как спрос существенно превосходит объем предложения, — констатирует Дмитрий Шабалин.

Отчего так случилось? Для большинства потребителей лизинг — действенный инструмент привлечения инвестиций, живых денег, пусть и зашитых в лизинговую сделку. И все же, по мнению Алексея Лабзина, генерального директора ОАО Камаз Лизинг, лизинг сегодня доступен для основной массы предпринимателей. В отличие, например, от кредитов свыше года, которые трудно получить из-за слабых активов и их дисконтирования большинству компаний, лизинг возможен сегодня на три года. Но, главное, приобрести ресурсы в лизинг много проще, чем кредит. В результате сделки развивающаяся компания получает новое оборудование, которое может, в случае исполнения условий договора, стать собственным. А новое оборудование дает ощутимые конкурентные преимущества: снижение затрат, возможность участвовать в тендерах, рост доли рынка за счет расширения производства.

Тем не менее, для того чтобы заключить заветную сделку и получить в свое распоряжение новенькое (или не новенькое, но желанное) оборудование, средним и малым предприятиям приходится проходить сквозь массу обязательных процедур. Так, у компаний-лизингодателей сформировались следующие критерии отбора лизингополучателей: это ликвидность предмета лизинга (наивысшей ликвидностью принято считать автомобили западного производства), место эксплуатации имущества, а также соответствие лизинговой заявки установленным лизинговой компанией лимитам финансирования (у каждой свои пределы). Очень тщательно изучается репутация потенциального клиента — кредитная история, проверяются базовые финансовые показатели (размер активов, величина собственных средств, объем продаж, прибыльность). Сведение всех показателей воедино, разумеется, требует времени. Поэтому немаловажным фактором при выборе лизинговой компании сегодня для предпринимателей становится ее оперативность и умение упрощать прохождение процедур оформления, а также способность оказывать комплексные услуги (растаможка, оформление предмета лизинга, сервисное обслуживание). Кстати, еще один мотив в пользу лизинга малые предприниматели видят в тесной связке с поставщиком оборудования через договор лизинга.

Несмотря на явный перевес спроса по сравнению с предложением, некоторые подвижки все-таки есть. Рыночные лизинговые компании действуют в конкурентной среде, а основным преимуществом на рынке лизинга становится гибкость. Вот из этой-то гибкости потребитель и может извлечь массу преимуществ.

— Налицо удешевление лизинговой сделки для заемщика за счет уменьшения аванса, уплачиваемого лизингополучателем, и снижение маржи лизинговой компании. По сравнению с прошлым годом аванс в среднем снизился с тридцати до двадцати пяти процентов от стоимости сделки, маржа лизинговой компании — с шести-семи процентов до четырех-пяти, — говорит Дмитрий Шабалин. — Другое позитивное следствие конкуренции — упрощение самого хода сделки. У каждого лизингополучателя есть масса забот, но решить эти проблемы расторопные сотрудники способны.

И все же, несмотря на растущую конкуренцию, среду, в которой развивается российский лизинг, благоприятной можно назвать лишь с большой натяжкой. Да, пока процент дефолтов, по данным самих компаний, составляет всего 0,3% от общей стоимости лизингового портфеля, а это очень низкий показатель. Процент невозвратов ничтожно мал. Поэтому создается впечатление, что риски — низкие. Но то, что мы до сих пор не сталкивались с проблемами, еще не значит, что они отсутствуют, — предостерегает Дмитрий Шабалин. Проще говоря, стоит паровозу замедлить ход, а экономическому росту — снизиться, как появятся типичные для рынка проблемы: и дефолты, и невозвраты.

Развитию рынка лизинга, помимо потенциальных рисков, препятствуют традиционные российские беды: дорогие деньги и несовершенство законодательства. А несовершенство арбитражной практики значительно затрудняет процедуру изъятия объекта лизинга у неплатежеспособных получателей. Дополнительная проблема — неразвитость системы имущественного страхования объектов лизинговых сделок, поскольку в правилах страхования отсутствуют специальные условия для предметов лизинга. Да и сами лизинговые компании пока не слишком мобильны. А куда спешить, если каждого клиента все равно приходится долго и дотошно проверять? Тут не до автоматизма&hellip, Была бы в стране развитая система кредитных бюро — другой разговор.

«