Как повысить эффективность работы избирательного штаба? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к одному известному изречению, гласящему, что в любом деле не бывает мелочей. В справедливости этой истины, пожалуй, не сомневается никто. А теперь вспомните, как с этими же самыми мелочами дело обстоит на практике? Тут забыли, там недосмотрели, здесь не успели. Не правда ли, до боли, знакомая картина?

Спешащие возразить, что на предварительное решение мелких проблем, как правило, не хватает ни времени, ни сил, абсолютно правы. Действительно, все нюансы, возникающие в ходе работы, предусмотреть заранее практически невозможно. Но попытаться следует обязательно. К примеру, в дополнение к основному плану предстоящих действий, можно составить список, так называемых, незначительных проблем, с описанием мер по их устранению. Также можно обратиться к анализу чужих ошибок, имевших место в реальной практике избирательных штабов. Именно о таких типичных ловушках, подстерегающих пиарщиков в процессе работы на местах, пойдет речь в этой статье.

1. Материально-техническая база

Оценивая материально-техническую базу регионального избирательного штаба, в первую очередь следует обратить внимание на его общую укомплектованность техническими средствами (телефонами, факсимильными аппаратами, копировальными аппаратами и т.д.) согласно утвержденной смете. В противном случае, закупать недостающую технику придется в горящем режиме и собственными силами.

Если техника закуплена, но еще не доставлена на место, необходимо проверить соблюдение сроков поставки, указанных в договорах и принять меры к исполнению обязательств поставщиками.

И, наконец, особое внимание следует уделить парку компьютеров (конфигурация, совместимость друг с другом), так как ненадлежащее их качество может приводить к потерям данных. Излишне говорить, что периодическая потеря информации может существенно осложнить работу штаба, а полная утрата данных, — даже парализовать ее на продолжительный период времени. Поэтому, в случае необходимости, замену компьютерной техники или ряда ее отдельных комплектующих лучше произвести заранее.

2. Безопасность

Отсутствие безопасности связи, или, иначе говоря, прослушивание телефонных линий и мобильной связи, делает членов команды избирательного штаба уязвимыми для конкурентов. Утечка информации может свести на нет все усилия, направленные на нейтрализацию действий соперников кандидата. Чтобы этого не происходило, нужно располагать сведениями о возможных каналах и средствах несанкционированного съема информации. Подробный материал на данную тему опубликован в этом и предыдущем номерах журнала PR в России.

3. Информационное обеспечение

Еще одним серьезным фактором, влияющим на положение кандидата относительно его соперников, является отсутствие у членов избирательного штаба информации о планах конкурентов. В отсутствии предупреждающей информации об их дальнейших шагах (планируемые акции, размещение статей, график поездок, возможный слив компромата), команда избирательного штаба кандидата оказывается неподготовленной к принятию ответных мер. К тому же данный факт может усугубляться тем, что конкуренты кандидата, в свою очередь, могут обладать достаточно полной информацией о планах команды.

Не менее важным направлением по информационному обеспечению является обеспечение возможности получения компрометирующих сведений о конкурентах кандидата. С этой целью, следует заранее продумать все потенциальные каналы добычи подобной информации.

4. Юридическая поддержка

Практика показывает, что в процессе работы избирательного штаба может возникнуть целый ряд проблем юридического толка:

сроки регистрации кандидата

Планируя момент регистрации кандидата, следует помнить о том, что позднее юридическое оформление своего статуса кандидатом сокращает сроки, отводимые на его предвыборную агитацию. Кроме того, не рекомендуется переносить запланированные сроки регистрации, так как в случае их временного сдвига, придется пересматривать все планы по PR-акциям, рекламной кампании и графику поездок кандидата. А это, в свою очередь, влечет за собой дополнительные потери рабочего времени сотрудников избирательного штаба.

документальное обеспечение процедуры регистрации

Комплект необходимой нормативно-правовой документации (в том числе документы, регулирующие порядок открытия специального счета для формирования избирательного фонда и взноса избирательного залога), регламентирующей проведение выборов в регионе и необходимой для анализа правомерности действий кандидата и его противников, должен быть подготовлен до момента объявления даты выборов. С момента объявления даты выборов, избирательный штаб кандидата должен максимально быстро проводить мероприятия по регистрации кандидата (подача заявления кандидата о желании баллотироваться, открытие специального счета для избирательного фонда кандидата и т.д.).

наличие информации о членах избирательной комиссии области

Необходимо учитывать, что законом определены запреты на осуществление членами избирательных комиссий иных видов работ и деятельности в связи с выборами. Поэтому у сотрудников избирательного штаба кандидата должен иметься в наличии список членов избирательной комиссии области, равно, как и списки территориальных и участковых комиссий с их персональным составом. В противном случае, действия сотрудников штаба, направленные на дискредитацию членов комиссий по этому основанию, затрудняются и оказываются практически невозможными.

наличие информации о деятельности конкурента

К необходимой информации, прежде всего, относятся данные о фактах недопустимости использования конкурентом кандидата преимуществ своего служебного положения. В частности, к ним относится привлечение лиц, находящихся в подчинении или иной служебной зависимости от конкурента, для осуществления ими в служебное время деятельности в рамках его предвыборной кампании.

использование права кандидата на получение бесплатного эфирного времени

Для реализации этого права, необходимо иметь четкую, структурированную информацию о государственных СМИ, предоставляющих такую возможность. В соответствии с законом, к ним относятся организации, осуществляющие телерадиовещание на область, учредителями которых являются государственные или муниципальные органы и (или) которые финансируются за счет средств, выделенных федеральными органами государственной власти, областными органами власти, органами местного самоуправления. Размер этих средств должен составлять не менее 15% бюджета такой организации за год, предшествующий дню официального опубликования решения о назначении выборов.

PR